Уважаемые родители!
Свежие новости, фотоотчёты, ...
В конце ноября в детском саду № 10 в старшей ...
Игры с манкой. Памятка для родителей
Учим стихи. Советы и рекомендации
Графические диктанты по клеточкам
ИЗ НАШЕГО АЛЬБОМА:
- Нужны ли ребенку ''развивалки'' ?
- Развивающие занятия: как влияют на готовность к школе?
Не только школьники в сентябре приступают к
учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе.
Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или
«развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к
школе? Или готовность к школе над приобретать не за партой?
«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли
не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями —
считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия
эмоциональному, душевному развитию ребенка?»
Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или
рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша
берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки,
разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему
действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.
Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы
передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем не полезно.
Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу.
Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет
по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в
«урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова
писать, ум не готов признавать чужое «надо».
Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают:
эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские
образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для
развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание
ребенку не системных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину
мира.
Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес
основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может
вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо
пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это
будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые
слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час
побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.
Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом
поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на
иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь
повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что
красавицу так и зовут — Икуку... Осознание, понимание смыслов приходит намного
позже.
Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка —
ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки,
записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на
карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и
вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно
купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном
контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет
проходить в отрыве от интеллектуального развития.
Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и
куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в
зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки»,
на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», —
нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.
Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится
заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не
может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый
случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем
меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.
Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным
играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка
балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры:
парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для
эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не
оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать
эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители
не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда
выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?
Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность,
умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и
готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она
созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс
знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного
детства к непростым учебным будням.
Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой
эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают
руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого —
общения с самыми важными для него людьми.